И блеск отечества нам сладок и приятен | Женский портал

www.punxunite.ru

С древнейших времен люди восхищались многоцветным великолепием минералов и использовали драгоценные камни для украшения. В России с помощью драгоценных камней придавалась большая значимость символам верховной власти. В XIV-XVI веках эти символы - корона, держава, скипетр, царский жезл - украшались многочисленными каменьями.

Скромное обаяние аристократии

В 1700 году указом Петра I в России был введен городской костюм, аналогичный западноевропейскому. К новому костюму полагались и новые украшения. Мужчины в этот период драгоценностей почти не использовали. Практичный, деловой стиль допускал, однако, запонки и булавки для галстука - как правило, незатейливые по орнаментальному убранству и относительно просто исполненные, с головкой в форме розетки, вставками из камней или стекол (в менее дорогих вещах), а также состоящие либо полностью из металла, либо из камня.

Женщины в ту пору тоже не допускали излишеств в украшениях, в то время как затраты отдельных лиц на создание нового гардероба можно было сопоставить с расходами государства на военные нужды. Дамы старались использовать прежние украшения, подходящие к новому костюму. Взять, к примеру, запонки в форме розеток: их нашивали на корсаж, делали складки на рукавах. Радикальные изменения в женском костюме не всеми были восприняты сразу, и некоторые дамы продолжали ходить в одеждах с традиционными украшениями: жемчугом и камнями по вороту и вдоль всего платья. Украшения, на которые теперь должны были ориентироваться отечественные мастера, поступали из Европы. Во время своих путешествий, а также на посольских приемах Петр в обмен на поднесенные им дары получал золотые украшения, которые и давали представление отечественным мастерам и заказчикам о последних европейских новинках.

После первого "европейского турне" у Петра I возникла идея ввести новую наградную систему. Был разработан первый в России орден - Андрея Первозванного, а также положена традиция дарения царских портретов, которые являлись одновременно наградой и украшением. Эмалевые миниатюрные повторения обрамлялись в драгоценную рамку из алмазов-роз и, увенчанные короной, носились на груди на голубом муаровом банте как награда, являясь порой единственным украшением. Императрица Анна Иоанновна заказывала свои драгоценности и памятные медали в Германии, не доверяя талантливым российским мастерам.

Золото партии

Мастера, до революции поставлявшие изделия для Императорского двора и выполнявшие заказы для аристократических семейств Европы, теперь работали в артелях типа "Мундирщик", "Красный кустарь" или "Костромская ювелирная артель имени XVIII партсъезда". Естественно, они не имели права использовать драгоценные металлы и камни: доступ к народному достоянию имело только государство. Профессионалы высочайшего класса работали с медью, мельхиором, эмалями, стеклом, поделочным камнем, ухитряясь при этом создавать вещи, уникальные не только по технике исполнения, но и по художественным достоинствам. Предметы 1920-30-х годов в основном были серийными, но серии по причине невысокого спроса выпускались в таком ограниченном количестве, что ныне любой экземпляр является раритетом.

До 1934 года ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней делались в ограниченном количестве, причем только на часовых заводах - ни в каком ином виде это "презренное" искусство государством не признавалось. Однако появилась новая советская элита, и аскетизм первых революционных лет потерял свою актуальность. Ювелирное искусство стало возрождаться, преемственность поколений - одна из основ ювелирного дела - не успела прерваться. В конце 1950-х годов возродилось понятие "авторская вещь". На всесоюзных выставках искусства, проходивших в Манеже, появились ювелирные разделы. Мастера, работавшие на заводах, вступали в Союз художников, который предоставлял им лицензии на самостоятельную работу.

В целом же ювелирное искусство традиционно развивалось в двух направлениях: одно следовало классическим канонам, другое находилось в постоянном поиске новых форм.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Наши пользователи

Аватар пользователя Kots
Аватар пользователя Zak2009
Аватар пользователя Anne
Аватар пользователя Avgustina
Аватар пользователя Kreams
Аватар пользователя Marinka

Интересное

Хотя Финляндия и не входит в число центров мировой моды, однако здесь есть свои дизайнеры и происходят события, структурирующие жизнь в мире моды. Международная ярмарка моды в Хельсинки (MUOTI) проводится с 1975 года, и помимо форума производителей является также площадкой для показа коллекций финских дизайнеров. Кроме того, под эгидой MUOTI организован конкурс "Молодой дизайнер года", призванный поощрять начинающих модельеров и отыскивать новые таланты для финской швейной промышленности. Организаторы выставки прилагают значительные усилия по налаживанию связей между дизайнерами и предпринимат...